Проба Руфье и Руфье-Диксона для функционального тестирования: детям, взрослым и спортсменам

ElytS.ru — интернет-магазин брендовой одежды

Что такое Проба Руфье

Проба Руфье — это небольшое физическое испытание для ребенка, которое позволяет установить состояние работы сердца. Проводится оно по следующей схеме. После пятиминутного спокойного состояния в положении сидя считается пульс за пятнадцать секунд (р1), затем в протяжении сорока пяти секунд выполняется тридцать приседаний. Сразу после приседаний подсчитывается пульс за первые пятнадцать секунд (р2) a также последние пятнадцать секунд (р3) первой минуты периода отдыха. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:

Индекс = (4х(р1+р2+р3)-200)/10

Проба Руфье.

У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют число пульсаций за 15 с (P1); затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 с (Р2), а потом — за последние 15 с первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Индекс Руфье = (4 х (Р1 + Р2 + Р3) — 200 )/10

Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15.

  • Меньше 3 — высокая работоспособность;
  • 4—6 — хорошая;
  • 7—9 — средняя;
  • 10—14 — удовлетворительная (средняя сердечная недостаточность);
  • 15 и выше (сильная сердечная недостаточность)

Есть и другие модификации расчета: (Р,-70) + (Р3-Р1) 10. Полученный индекс Руфье—Диксона расценивается как:

  • хороший от 0 до 2,9;
  • средний — от 3 до 6;
  • удовлетворительный — от 6 до 8
  • плохой — выше 8.

Гарвардский степ-тест. Эта проба была разработана в Гарвардской лаборатории по изучению утомления под руководством D. В. Dilla (1936). Тест заключается в подъемах на скамейку высотой 50,8 см с частотой 30 раз в 1 мин. Если испытуемый утомится и не сможет поддерживать заданный темп, подъемы прекращаются и тогда фиксируется продолжительность работы в секундах до момента снижения темпа. Однако длительность упражнения не должна превышать 5 мин.

Каждый подъем выполняется на 4 счета (лучше под метроном):

  • раз — одной ногой на ступеньку,
  • два — другой,
  • три — одной ногой на пол,
  • четыре — другой.

Высота ступеньки и длительность нагрузки зависят от пола, возраста и величины поверхности тела.

Сразу после прекращения упражнения у испытуемого, находящегося в положении сидя, измеряют ЧСС. Число пульсации подсчитывается в интервалах между 1 мин и 1 мин 30 с (Pi) между 2 мин и 2 мин 30 с (Рг) и между 3 мин и 3 мин 30 с (Рз) восстановительного периода. По продолжительности выполненной работы и количеству ударов пульса вычисляют индекс (ИГСТ), позволяющий судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. ИГСТ рассчитывается по полной или сокращенной формуле:

Читайте также:  Как можно убрать лишний жир с ляшек и бедер в домашних условиях?

игст = —; игст = мо°

(R1 + R2 + R8).2 Rs.5,5

где t — время восхождения (в сек); Ri, R2 и R3 — частота пульса за 1, 2 и 3 мин восстановления (подсчитывается в первые 30 с каждой минуты).

Результаты исследования по пробе Руфье

По результатам тестирования в СПб выявились следующие показатели:

№ п/п

Фамилия учащегося

ЧСС до нагрузки за 15 сек

ЧСС в первые 15 сек восстан.

ЧСС в последние 15 сек

Индекс Руфье

1.

Запутряев А.

17

36

25

11.2 (уд)

2.

Дюбоков В.

15

28

23

6.4 (хор)

3.

Дюбаков А.

16

31

21

8.8 (хор)

4.

Михайлов Д.

18

35

24

10.8 (уд)

5.

Мартиросьян Э.

17

34

22

9.2 (хор)

6.

Васильев В.

15

37

20

4.8 (отл)

7.

Карпенко А.

19

34

23

10.4 (уд)

8.

Миносянц А.

20

25

23

7.2 (хор)

9.

Молодцов М.

22

39

24

14 (уд)

10.

Демьянов Д.

17

28

21

6.4 (хор)

11.

Тельчаров А.

16

25

20

4.4 (отл)

12.

Оганесян К.

15

28

19

4.8 (отл)

13.

Воронцов Д.

17

30

26

9.2 (хор)

14.

Смирнов Р.

18

32

26

10.4 (уд)

15.

Агапов Е.

16

31

24

8.4 (хор)

16.

Власов Е.

19

34

27

12 (уд)

17.

Смурыгин П.

15

29

20

5.6 (хор)

18.

Ефимов А.

16

30

21

6.8 (хор)

19.

Пендюр В.

17

35

26

11.2 (уд)

20.

Литвинов Б.

17

28

19

5.6 (хор)

С помощью формулы

Хср.=(суммаХi)/n,

где Хi — суммарные варианты отдельных значений,

n-число вариант в совокупности,

вычисляем средний арифметический показатель. По результатам данного исследования показатель в целом дал не плохой результат — 8.4.

Таким образом, в результате тестирования выявились следующие данные: «Атлетическое сердце» — 0 учащихся

«отлично» — 3 учащихся

«хорошо» — 10 учащихся

«удовлетворительно» — 7 учащихся

«плохо» — 0 учащихся.

По результатам тестирования в Сясьстройской средней школе выявились следующие показатели:

№ п/п

Фамилия учащегося

ЧСС до нагрузки за 15 сек

ЧСС в первые 15 сек восстан.

ЧСС в последние 15 сек восстан.

Индекс Руфье

1.

Чиганков С.

15

27

23

6 (хор)

2.

Паламорчук В.

18

27

19

5.6 (хор)

3.

Завьялов А.

15

22

23

4 (отл)

4.

Церищев В.

16

25

22

5.2 (хор)

5.

Поляков И.

18

23

21

4.8 (отл)

6.

Фролов С.

15

26

23

5.6 (хор)

7.

Шунц Л.

18

28

20

6.4 (хор)

8.

Солоков М.

16

23

20

3.6 (отл)

9.

Яковлев Т.

18

31

21

8 (хор)

10.

Тимофеев К.

16

30

20

6.4 (хор)

11.

Чернов П.

17

25

19

4.4 (отл)

12.

Егоров М.

15

27

20

4.8 (отл)

13.

Зуев А.

17

28

19

5.6 (хор)

14.

Прытков Д.

21

35

22

11.2 (уд)

15.

Зенкин К.

15

27

20

4.8 (отл)

16.

Циганков Д.

19

34

23

10.4 (уд)

17.

Стати О.

18

35

24

10.8 (уд)

18.

Мишин Е.

16

27

20

5.2 (хор)

19.

Самойлов М.

17

32

22

8.4 (хор)

20.

Чирко Е.

18

32

21

8.4 (хор)

Таким образом, в результате тестирования сельской школы выявились следующие данные:

«атлетическое сердце» — 0

«отлично» — 6

«хорошо» — 11

«удовлетворительно» — 3

«плохо» — 0

Для того чтобы четко увидеть различия между Сясьстройской школой №2 (ССШ) и городской школой №594, проведем сравнительный анализ тестирования методом «Индекса Руфье»:

Школа

СПб №594

ССШ №2

СПб №594

ССШ №2

СПб №594

ССШ №2

удовлетворительный

хороший

отличный

Индекс

7

3

10

11

3

6

Проценты

35%

15%

50%

55%

15%

30%

На основе полученных данных построим диаграмму (см. Приложение рис. 4.) В результате данного исследования можно сделать следующие выводы:

Ни в одной из школ не выявились показатели, соответствующие уровню «атлетического сердца» (индекс менее 0) и уровню «плохо» (индекс от 15.1 и более). А вот данные «удовлетворительно» (индекс ) городских школах (7) в отличие от сельских (3) превышают в два раза. По данным «отлично» мы наблюдаем почти такую же ситуацию: в СШ СПБ-3, в ССШ — 6. Это свидетельствует о том, что дети, учащиеся в городской школе менее подготовлены к нагрузке, чем дети, учащиеся в сельской школе. И их ССС более подвержена внешним воздействиям, чем у сельских детей.

На диаграмме хорошо видны различия между показателями ССШ в СПб и ССШ. (Приложение рис. 1).

Индекс Робинсона

Для количественной оценки энергопотенциала организма человека применяется индекс Робинсона. Он используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов, происходящих в организме.

Индекс Робинсона характеризует систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышц сердца. По этому показателю косвенно можно судить о потреблении кислорода миокардом.

Индекс Робинсона

Для рассчёт индекса Робинсона:

1. После 5-минутного отдыха определите пульс за одну минуту в положении стоя.

Читайте также:  Ямки на ягодицах: причины появления и способы устранения

2. Измерьте свое давление и запомните “верхнее” значение (систолическое).

Формула индекса Робинсона:

Индекс Робинсона

Оценить результаты подсчётов можно в этой таблице:

Читайте на Зожнике:

Самые дорогие фитнес-залы в мире

Индекс Робинсона

Почему вредны термопояса и обматывание пищевой пленкой

3 неэффективных и вредных упражнения для пресса

43 малоизвестные фотографии Арнольда Шварценеггера

Все дневные рационы и рецепты с КБЖУ

Индекс Робинсона

Энциклопедия Зожника

Задание 2

Регулярно контролируйте своё состояние с помощью простых тестов. В процессе тренинга вам будет предоставлено с десяток простых методов тестирования. Сегодня я расскажу о двух способах проверки вашего сердца. И дам все нужные пояснения по оценке результатов.

Тест Руфье-Диксона

С этим тестом вы уже знакомы, поскольку Дмитрий уже давал его вам в самом начале. Если вы уже выполнили тестирование, и его результаты не вызвали у вас сомнений, можете не делать его повторно. Но не забудьте занести свои результаты в дневник, как говорилось выше.

Тест Руфье-Диксона позволяет быстро проверить состояние вашего сердца, а также степень нервного и физического переутомления. Это прекрасный индикатор, который сразу покажет две вещи.

1. Если вы начинающий, тест Руфье-Диксона подскажет, на чём сделать акцент в самом начале вашего спортивного пути.

2. Если вы уже опытный атлет, тест покажет, не слишком ли интенсивна ваша тренировочная программа, не слишком ли велики веса, не маловато ли вы отдыхаете и т.д.

Как проводить тест Руфье-Диксона

Задание 2

Для проведения теста вам понадобится только секундомер.

Выберите относительно спокойный период времени в течение дня. Вы должны быть спокойны и никуда не спешить. Присядьте и измерьте свой пульс за 15 секунд. В формуле это будет показатель Р1.

Затем выполните 30 приседаний за 30 секунд. Дышите ритмично и достаточно глубоко, чтобы результаты теста были более-менее объективными. Сразу после тридцатого приседания замерьте свой пульс в течение 15 минут. В формуле это будет показатель Р2.

Присядьте на стул и ровно через минуту ещё раз сосчитайте пульс за 15 секунд. В формуле это будет показатель Р3.

А теперь посчитаем индекс Руфье-Диксона по формуле: