Дыхательная гимнастика как делать правильно

Дыхательная гимнастика — популярная методика, которая активно используется в детских садах, школах и медицинских учреждениях.

Суть дыхательной гимнастики Стрельниковой и ее принципиальное отличие от других методик?

Первое действие новорожденного – вдох. Выдох – результат вдоха. «Какой же смысл тренировать и причину, и следствие? – спрашивает себя Стрельникова и отвечает: – Достаточно тренировать причину, чтобы результат сам собою изменился».

Думая только о вдохе и оставляя выдох, так сказать, на произвол судьбы, Стрельникова создала гимнастику, сохраняющую естественную динамику дыхания и вырабатывающую самый удобный для задержки вдох. По ее словам, такая тренировка вдоха увеличивает самый важный резерв организма – воздушный, благодаря чему возрастает жизнеспособность организма. «Вот почему результаты нашей гимнастики, – говорит Александра Николаевна, – оказались куда значимее, чем мы ожидали».

Возникает вопрос: какой же вдох удобнее для задержки? По словам Стрельниковой, когда человек ждет какого-то важного события, внимательно за чем-то следит или, например, подкрадывается, прячется, он затаивает дыхание естественным образом.

Затаить дыхание – означает придержать запас воздуха, чтобы с его помощью пережить трудные мгновения и приспособиться. Александра Николаевна с матерью стали тренировать вдох мгновенный, ротовой, страстный. Так были найдены соответствующие вспомогательные движения, подсказанные инстинктом. Но ротовой вдох отрабатывается лишь в чистом и теплом воздухе, делать его надо очень точно, иначе горло будет сохнуть. Этот вдох шире и поверхностнее носового.

Носовой вдох глубже, не боится холода и пыли, отлично избавляет от насморка. Поэтому Стрельниковы начали тренировать носовой вдох на фоне тех же движений, что и ротовой, такой же эмоциональный. Это и определило основные постулаты парадоксальной гимнастики.

Суть дыхательной гимнастики Стрельниковой и ее принципиальное отличие от других методик?

Эмоциональный вдох – активный и естественный. В естественных условиях нашим пращурам для выживания приходилось наблюдать, прислушиваться и не тянуть вдох, а тревожно принюхиваться. «Без зрения жить можно, – отмечает Александра Николаевна, – без слуха – можно, без дыхания – нельзя! Принюхиваться ежеминутно теперь не нужно, поэтому современные люди ослабили активность вдоха, важнейшей функции организма. Парадоксальная гимнастика легко восстанавливает эту активность именно потому, что вдох в ней – эмоционален».

Итак, гимнастика Стрельниковой тренирует лишь вдох (выдох пассивный, самопроизвольный!), который производится в конце каждого физического движения, когда мышцы работают с наибольшей нагрузкой и когда, согласно традиционным дыхательным методикам, надо делать выдох.

Однако, несмотря на такой парадокс, упражнения не приводят к усталости и одышке, а, наоборот, урежают дыхание. Легочная вентиляция при этом возрастает в 5– 6 раз, но синхронная с вдохами интенсивная физическая нагрузка на многие мышцы удерживает углекислоту в организме на постоянном уровне, близком к физиологической норме.

Энергетический выход такого частого дыхания на фоне физической нагрузки высок. При шумном коротком вдохе носом идет активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхание проводится на фоне движения. При этом сама мускулатура развивается, потому что получает нагрузку. Восстанавливается, как мы теперь говорим, энергетический баланс организма. Дыхание включает спящий процесс саморегуляции.

Показания для освоения дыхательной гимнастики

Научившись правильно дышать, можно приступать к освоению одного из комплексов полезных упражнений для дыхания, включив их в ежедневное расписание. Тренировка будет занимать от 15 до 40 минут в день — время, сравнимое с утренней зарядкой и атлетической гимнастикой для укрепления здоровья. Такие занятия особенно рекомендуются людям, которые регулярно испытывают стресс, так как дыхательные техники способствуют расслаблению, успокоению нервной системы, стабилизации эмоционального состояния, нормализации ночного сна.

Дыхательные комплексы для похудения оказывают более мягкое и поэтому отсроченное воздействие по сравнению с силовыми нагрузками и бегом. Сокращение и расслабление диафрагмы является своеобразным массажем, за счет которого уменьшается объем желудка: его стенки сужаются. Через какое-то время человек чувствует, что насыщается меньшим количеством пищи. Кроме этого, улучшая обмен веществ, упражнения способствуют лучшему ее перевариванию и одновременно процессу расщепления жиров в зоне живота и боков. При правильном дыхании подкожные брюшные жировые отложения постепенно разрушаются. Эффект будет зависеть от выбранной техники.

Показаниями к занятиям дыхательной гимнастикой являются:

  • заболевания дыхательной системы и ЛОР-органов (бронхит, пневмония, бронхиальная астма; вазомоторный ринит, аденоидит, хронический тонзиллит, осложнения после перенесенного гриппа);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, склонность к повышенному давлению, вегетососудистая дистония, последствия перенесенного инсульта и инфаркта миокарда, расстройство сердечного ритма, атеросклероз сосудов головного мозга, сердца и конечностей);
  • неврологические заболевания (последствия инсультов и травм с двигательными расстройствами, заикание, синдром хронической усталости, депрессия, различные формы невроза, хронические головные боли, мигрени, эпилепсия);
  • заболевания пищеварительной системы, щитовидной железы и другие.

Существуют противопоказания, так как любая гимнастика — это нагрузка на организм. Не следует приступать к занятиям при:

  • травмах позвоночника;
  • сильной близорукости;
  • кровотечениях;
  • грыжах различной локализации;
  • острых стадиях заболеваний сердечно-сосудистой системы, высоком давлении;
  • обострениях хронических заболеваний и воспалениях.
Читайте также:  Интервальный бег для похудения на беговой дорожке схема

При неосложненной беременности некоторые дыхательные упражнения (не сочетающиеся со специфическими позами, наклонами, скручиваниями) допустимы со срока 4–5 месяцев. Перед тем как начать заниматься такой гимнастикой, следует получить консультацию врача.

Отношение к телу

Вот еще одна медитация, которая позволяет настроиться на восприятие телесных ощущений, развить доброе и сострадательное отношение к ним, то есть признавать и принимать их, не пытаясь подавить или отвергнуть.

Примите позу для медитации. Можете медитировать лежа, но помните: вы учитесь бодрствовать, а не спать, так что не устраивайтесь слишком удобно! Прежде всего сформируйте намерение: быть открытым для любого опыта и принимать его с добротой и пониманием. Начинайте прислушиваться к ощущениям при дыхании. Просто отмечайте, что чувствует тело при вдохе и выдохе. Постарайтесь понять, где ощущения проявляются сильнее всего.

Когда будете готовы, расширьте зону внимания, чтобы она охватывала все тело. Продолжайте осознавать дыхание, но кроме этого «просканируйте» тело, подмечайте ощущения в его разных частях:

  • соприкосновение опорных точек с поверхностью, которая вас поддерживает;
  • температурный фон — тепло, прохладу, жар, холод;
  • контакт кожи с воздухом или тканью;
  • чувство сытости, если вы недавно ели, или пустоту и сосущее ощущение в желудке;
  • скованность или напряжение — чаще всего это касается плеч, шеи и челюстей;
  • дискомфорт или боль;
  • приятную расслабленность.
Отношение к телу

Не нужно гнаться за определенными ощущениями или выискивать нечто конкретное. Цель — открыть сознание, чтобы принимать все, что вы чувствуете в любой момент.

Отметьте свою реакцию на то, что с вами происходит: какие переживания приятны, какие неприятны, к каким вы нейтральны. Подмечайте, когда и как сопротивляетесь восприятию телесного опыта. «Неудовольствие» может проявляться в напряжении мышц, в негативных мыслях или эмоциях. Не нужно ругать себя за это — раз уж сопротивление возникло, попробуйте просто заметить его и прочувствовать. Не притворяйтесь, что его нет, и не пытайтесь от него отмахнуться.

Если вы заметите у себя какую-нибудь эмоцию — скуку, раздражение или нечто противоположное, — обратите внимание, как она проявляется на физическом уровне. Что чувствует ваше тело?

На что должно быть похоже здоровое дыхание?

Если вы дышите эффективно, ваше дыхание будет ровным, расслабленным, достаточно глубоким и тихим. Не напрягаясь, не привлекая внимания, вы получите много воздуха. Живот должен расширяться с каждым вдохом и сокращаться с выдохом, как и ребра, но происходит всё это почти незаметно. 

На что должно быть похоже здоровое дыхание?

Здоровое дыхание задействует несколько органов и мышц: 

На что должно быть похоже здоровое дыхание?
  • диафрагму;
  • брюшные мышцы
  • межреберные мышцы
  • мышцы в области шеи и ключиц области
  • гортань и рот
  • нос и носовые полости
  • трахею
На что должно быть похоже здоровое дыхание?

Эффективное использование всей дыхательной системы гарантирует, что мы дышим хорошо и максимально полезно! Как же научиться использовать все органы? Для этого служит дыхательная гимнастика и многочисленные практики эффективного дыхания – пранаяма. 

На что должно быть похоже здоровое дыхание?

Астрология действительно работает! С помощью этих знаний можно гармонизировать свое здоровье, улучшить самочувствие и даже избавиться от заболеваний или предупредить их появление. В этом на своем примере убедились ученики Института “Лакшми-Амея”:

Ярослава Сухова нашла истинную причину проблем со здоровьем и улучшила свое самочувствие благодаря обучению астрологии:

“Когда я только начала заниматься астрологией, у меня были проблемы со здоровьем — работала психосоматика, которую я смогла понять только разобрав свою натальную карту.  У меня была травма при удалении зуба мудрости — серьезно защелкнуло челюсть. Долгое время я восстанавливалась, не могла нормально есть. Качество жизни заметно ухудшилось.

По психосоматике — это злость, неопределенность в жизни. И только после обучения в Лакшми все сошло на нет. Я перестала идти против своей энергии и поняла причины своих проблем, стала относиться к этому спокойно. Конечно, помогли остеопатия и медитации, но в общей сложности значительную роль сыграло обучение в Лакшми. Раньше я не даже не находила время для того, чтобы задуматься об истинной причине своей проблемы”.

Анна Майер смогла предупредить серьезные проблемы благодаря знаниям астрологии:

“Я переехала из родного города, в который, как выяснилось из моей натальной карты, переезжать не стоило. У меня начались проблемы со здоровьем, разрушился бизнес моего мужа, пришлось продать многое, чтобы вылезти из долгов. Я тщетно пыталась понять, в чем же причина свалившихся неудач…

Знания астрологии упрощают жизнь, помогая человеку осознать, почему происходят с нами те или иные события в жизни, а самое главное, понять, как их предотвратить и направить энергию в необходимое для себя русло.

В моей натальной карте повышен риск автомобильных аварий с физическими увечьями, и после очередной аварии с чеком в несколько нулей, я провела много времени над сопоставлением активных негативных точек в своем гороскопе, и изучению методов коррекции своей аварийности. На данный момент, моя аварийность снижена к нулю, и добилась я таких результатов благодаря проработке своей кармы, изучению астрологии и обретению навыков снижения негативных ситуаций в жизни”.

Виктория Замаева улучшила свое самочувствие и здоровье ребенка с помощью новых знаний:

“После рождения ребенка мне приходилось постоянно делать перерывы в работе, увольняться, так как у малыша были проблемы со здоровьем. Я решила остаться дома и найти удаленную работу. Успела поработать в разных сферах, даже в сетевом маркетинге, но снова пришла к тому, что это совсем не то, что мне нужно.

Я гармонизировала свою Луну в карте, так как она у меня неблагоприятная. Луна в соединении с Кету давала мне разные страхи и фобии, а сейчас у меня улучшилась интуиция и улучшилось женское здоровье. И у моего сына наладилось здоровье, я стала спокойнее и он тоже стал, так как ребёнок ментально от мамы очень сильно зависит и все переживания мамины полностью впитывает и заболевает”.

Ольга Кудрявцева на практике убедилась в том, как астрология помогает улучшать здоровье:

Читайте также:  Как увеличить силу удара кулаком в домашних условиях?

“Одна девушка попросила рассчитать синастрию (совместимость) с парнем. Ее интересовало, как он относится к семейной жизни, к семье, верности и вообще подходят ли они друг к другу. 

Я рассчитала их совместимость, и оказалось, что влияние его планет на ее планеты в карте ясно показывает, что с ним её здоровье улучшится. И эта девушка подтвердила мои слова. Она рассказала, что как только они начали встречаться, у нее действительно улучшилось здоровье, и это ее очень удивило! Были проблемы с позвоночником, загибалась от боли и жила на уколах, а с ним все как «рукой сняло». Она не могла найти этому логического объяснения. Оказалось, что так влияет на нее ее парень. Даже такие вещи можно узнать благодаря астрологии”.

Упражнения для детей разного возраста

Комплекс упражнений для детей разных возрастов различен. Дошкольникам будет легче выполнять занятия в игровой форме, их необходимо привлечь к процессу и заинтересовать. Дети постарше могут более осознанно подойти к гимнастике — упражнения можно проводить в спокойной обстановке, прислушиваясь к своему организму.

Дошкольного

  1. «Воздушный шарик» Встать, расставив ноги в стороны и представить в руках невидимый воздушный шарик. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На счет «три, четыре» усиленно выдохнуть, наполняя воображаемый шар. При этом показывать руками, как шарик увеличивается в размерах.
  2. «Бегемотик» Дети садятся или ложатся, кладут руку на живот и глубоко дышат. Взрослый произносит слова: «Сели бегемотики, потрогали животики. Животики раздуваются (при этом происходит вдох), А затем животики сдуваются (выдох).»
  3. «Птички» Дети медленно ходят, имитируя руками движение крыльев птицы. При взмахе вверх происходит вдох, при опускании рук — выдох. При этом взрослый сопровождает игру фразами: «Птички летят на юг», «Птички взмахивают крыльями, опускают крылья».
  4. «Мыльный пузырь» Дети становятся в круг, держась за руки. Они должны надуть огромный мыльный пузырь, границами которого стали они сами. Происходит глубокий вдох через нос и усиленный выдох. Воображаемый пузырь между детьми надувается, а они с каждым выдохом отходят на шаг назад. Взрослый подбадривает: «Надувайся пузырь, надувайся большой! Да не лопайся!» Когда дети отошли на максимальное расстояние друг от друга, ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Пузырь лопнул!» Дети разбегаются в разные стороны (разлетаются маленькие пузырьки).
  5. «Погружение под воду» Ребенок должен представить, что ему предстоит плыть под водой. Для этого он глубоко вдыхает воздух, затем задерживает дыхание на максимальное количество времени. При этом можно зажать нос рукой или имитировать плавание, медленно разводя руками

СПРАВКА! Очень полезно надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, дуть на одуванчики и перышки. Это способствует развитию регулирования тонкого выхода.

Школьного

  1. «Дыхание одной ноздрей» Очень полезное упражнение для улучшения работы мозга. Встать прямо, тело расслаблено. Закрыть левую ноздрю пальцем, сделать глубокий продолжительный вдох. Открыть ноздрю и закрыть правую, медленно выдохнуть. Затем сделать в обратном порядке и повторить 5-6 раз.
  2. «Глубокое очищение» Проводить в любом удобном положении — сидя, лежа или стоя. Сначала максимально выдохнуть воздух из легких, затем медленно и глубоко вдохнуть, выпячивая вперед грудную клетку и стараясь свести лопатки. Через сомкнутые губы сделать три отрывистых сильных выдоха. Повторить упражнение 3 раза.
  3. «Восстановление дыхания» Базовое упражнение после физической активности. Ребенок вдыхает воздух через нос, максимально наполняя легкие. Задерживает дыхание на несколько секунд и медленно выдыхает через рот. Упражнение повторяется до полного восстановления спокойного дыхания.
  4. «Укрепление легких» Встать прямо, вытянув руки перед собой, сжать кулаки. Медленно глубоко вдохнуть и задержать дыхание. Сделать три быстрых движения, разводя руки как можно дальше в стороны и за спину и возвращая их обратно в исходное положение. После этого усиленно выдохнуть воздух.
  5. «Занятие для спортсменов» Принять положение упор лежа на гимнастической скамейке. Медленно вдохнуть через нос и задержать дыхание. Медленно перевести тело в положение высокой планки, опираясь только на ладони и кончики пальцев ног. Вернуться в исходное положение и медленно выдохнуть весь воздух из легких.

СПРАВКА! Занятия со школьниками, начиная с первого класса, проводятся в течение 10-30 минут.

Техника выполнения дыхательной гимнастики

Оглавление: [скрыть]

  • Неотъемлемая составляющая жизни
  • Польза упражнений
  • Техника выполнения
  • Лечение кашлевого симптома

Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, при выполнении которых работают все органы дыхательной системы. Специалисты рекомендуют выполнять такой комплекс для лечения и профилактики различных заболеваний. О пользе дыхательных упражнений было известно очень давно, но в современном мире к ним обращаются все чаще.

Неотъемлемая составляющая жизни

Дыхание — это процесс, обеспечивающий поступление кислорода через органы дыхательной системы в организм и выделение из него углекислого газа. Правильное выполнение дыхательной функции позволяет поддерживать самочувствие на высоком уровне. Далеко не все люди правильно дышат. Многие даже не задумываются об этом, а зря!

Читайте также:  9 рекомендаций накачать грудные мышцы гарантировано

Как проверить правильность выполнения дыхательного процесса? Необходимо присесть на стул и расслабиться, но спину при этом держать ровно.

Одну руку нужно положить на живот, а другую — на грудную клетку, после чего сделать глубокий вдох, предварительно выдохнув.

Стоит обратить внимание на то, какая часть тела поднялась первой: если живот, то человек дышит правильно. Неправильным вариантом считается поднятие грудной клетки.

Неправильное дыхание вызывает возникновение различных заболеваний. Из-за недостатка кислорода в организме замедляется протекание внутренних процессов. Это обусловливает:

  • быструю утомляемость;
  • ускорение процессов старения;
  • повышенную предрасположенность к приобретению вирусов и инфекций;
  • снижение иммунитета;
  • стрессовое состояние.

Крайне рекомендуется вместе с врачом подобрать подходящий комплекс дыхательных упражнений для оздоровления и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям. Лучше всего проводить занятия 2 раза в день (утром и вечером), но обязательно до приема пищи (желательно за час).

Можно заниматься в спортзале и совмещать с физическими упражнениями, а если нет средств или времени, то гимнастику для дыхания можно проводить на дому.

Очень благоприятное влияние на эффективность выполнения упражнений оказывает свежий воздух, поэтому рекомендуется заниматься гимнастикой для органов дыхания на открытом воздухе, например, в парке.

Совет!

Следует помнить, что вдыхать нужно носом, а выдыхать — ртом. При этом возможно выполнять упражнения стоя на одном месте или во время легкой ходьбы.

Стоит учесть, что в последнем случае дыхание становится чаще.

Занимаясь дома, тщательно подготовьте комнату. Ее необходимо проветрить в течение 10-15 минут до начала занятий, свет лучше сделать немного приглушенным. Никто не должен беспокоить во время занятий. Для того чтобы максимально расслабиться, включают медленную и спокойную музыку.

Правила выполнения дыхательных упражнений Стрельниковой

Чтобы гимнастика была максимально эффективной и безопасной, придерживайтесь следующих правил:

  • Практикуйте упражнения дважды в день по часу: утром после пробуждения и вечером (но не перед отходом ко сну, упражнения заметно бодрят). Поначалу придётся дисциплинировать себя, а для этого важно помнить цель применения методики.
  • Выполняйте гимнастику до еды. Если это невозможно — подождите хотя бы час после приёма пищи, чтобы приступить к практике.
  • После прохождения 15 сеансов прервитесь на несколько недель. При необходимости курс повторите.
  • Во всех упражнениях вдыхайте быстро и шумно, напрягая диафрагму. Выдыхайте свободно и медленно.
  • Делайте упражнения в одном темпе. Вдохи с движениями — это подходы. Число последних для одного упражнения должно равняться 4, 8, 12, 16 или другой цифре, кратной 4 (но не более 32).
  • Отдыхайте между подходами от 3 до 5 секунд.
  • Сначала освойте 3 основных упражнения: «ладошки», «погончики» и «насос». Уже их будет достаточно для улучшения состояния здоровья. В дальнейшем можно будет перейти к более сложным упражнениям.
  • Также внимательно, как и к дыханию, относитесь к сопровождающим его физическим упражнениям. Последние направлены на укрепление мышц всего тела.
  • Сочетайте гимнастику с бегом, фитнесом, плаванием, ездой на велосипеде, танцами и другой приятной кардионагрузкой.
  • Для профилактики заболеваний и повышения тонуса организма практикуйте упражнения ежедневно по вечерам. 30 минут будет достаточно.
  • Если при выполнении упражнений вы чувствуете сильный дискомфорт в животе, дыхательных органах или в других частях своего тела — убедитесь, что делаете всё правильно. Если это так, на время прекратите занятия и проконсультируйтесь с врачом. Возможно, имеются индивидуальные противопоказания.

Упражнение: дыхание прессом

Важно использовать правильное дыхание для тренировок пресса и похудения живота. Мышцы постоянно нуждаются в пополнении запасов кислорода, подпитке. Без этого любые манипуляции с прессом или другой мышцей равны нулю, так как ее ткань сжигает калории и лишний жир лишь в том случае, если напитана кислородом.

При тренировках правильное дыхание заключается в следующем: когда мышцы максимально напряжены во время подъема делается выдох, а во время расслабления делается вдох.

Упражнение: дыхание прессом

Правильная техника дыхания для быстрого похудения живота упрощает любое упражнение и уменьшает крепатуру после его выполнения. Старание и выносливость во время тренировок пресса очень ценятся, но без правильно настроенного дыхания не приведут к желаемому результату. Тренировку пресса следует проводить 3 раза в неделю.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Утренняя зарядка для тех, кому за 40, 50. Упражнения гимнастики для похудения, видео-уроки.

Польза

Методика Стрельниковой для детей даёт впечатляющие результаты. Эти упражнения помогают в лечении большого перечня заболеваний, усиливая результат от традиционного и альтернативного лечения. Основные недуги, с которыми помогает справиться комплекс, такие:

  • хронические патологии дыхательных органов, включая бронхит и астму ;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • сахарный диабет любого типа;
  • болезни неврологического характера;
  • патологии пищеварительного тракта.

При большей части болезней проводить дыхательные упражнения можно только при достижении стойкой ремиссии.

Польза

Благодаря дыхательным упражнениям развивается гибкость и пластичность ребёнка, во многих случаях удаётся скорректировать осанку. Это объясняется тем, что во время проведения упражнений задействуются практически все группы мышц.

За счёт этой уникальной методики улучшается кислородный обмен во всех тканях организма, за счёт чего важные органы и системы начинают работать более активно .

При помощи метод Стрельниковой можно устранить даже сильное заикание у деток. Но в таком случае врач подбирает специальные упражнения.